Как считается расход топлива дизельного генератора
При выборе дизельного генератора, как правило, возникает вопрос о его экономичности. Одним из параметров, оказывающих основное влияние на затраты по эксплуатации, является расход топлива.
Методики расчета расхода топлива
Обычно в документах на дизель-генератор указывается расход при 75 % нагрузке на агрегат, не отражающий реальную картину при работе в других режимах. Эта зависимость нелинейная, поэтому вычислить эмпирическим путем не получится. Существует несколько методик расчета расхода топлива для дизель-генераторных установок. Среднегодовой удельный расчет топлива из расчета мощности дизельной установки вычисляется по формуле:
где:
– удельный расход топлива при номинальной мощности в 75 %, (берется по паспорту);
Н – коэффициент, учитывающий нагрузку;
С – коэффициент изношенности двигателя;
ηГ – КПД дизель-генератора в зависимости от режима работы;
Э – планируемая выработка электроэнергии в кВт/ч;
Вх – расход топлива установки на холостом ходу, рассчитываемый по формуле:
где:
Кх – коэффициент расхода на холостом ходу, принимаемый равным 0,21 для установок мощностью менее 1000 л. с. и 0,17 для более мощных генераторов;
Ne – номинальная мощность генератора в л. с.;
n – планируемое число запусков двигателя.
Параметр Bx/Э обычно слишком мал, и его можно не учитывать в расчетах. Величину КПД при изменении нагрузки рекомендуется вычислять пропорционально, от номинального значения.
Почти аналогичная методика расчета предлагает формулу:
Используются те же показатели, только с разницей в применении коэффициентов. Если в первом варианте для учета изменения нагрузки и износа генератора используется величина H∙C/ ηГ, то во втором этот показатель равен 1,05∙К. Он характеризует увеличение расхода из-за колебания нагрузки и рассчитывается по формуле:
Значения коэффициентов, учитывающих нагрузку на дизель-генератор и степень его износа, представлены в таблице:
Нагрузка относительно номинальной мощности, % | Коэф. Н | Коэф. C |
---|---|---|
100 | 1,00 | 1,015 - 1,020 |
95 | 1,025 - 1,035 | 1,020 - 1,030 |
90 | 1,030 - 1,040 | 1,030 - 1,035 |
85 | 1,040 - 1,055 | 1,030 - 1,040 |
80 | 1,050 - 1,055 | 1,035 - 1,045 |
75 | 1,050 - 1,065 | 1,035 - 1,050 |
70 | 1,055 - 1,060 | 1,040 - 1,050 |
65 | 1,060 - 1,075 | 1,040 - 1,050 |
60 | 1,070 - 1,080 | 1,050 - 1,060 |
50 | 1,085 - 1,090 | 1,050 - 1,070 |
40 | 1,115 - ,125 | 1,060 - 1,080 |
Факторы, отрицательно влияющие на расход топлива
Все методики расчета дают довольно точные значения, но существует ряд факторов, влияющих на потребление топлива. Документы предполагают работу дизельных установок при оптимальных условиях – температуре 20 °C, влажности 50 % и давлении 750 мм рт. ст. Помимо износа и нагрузки на расход влияют:
- климатические условия – низкая температура увеличивает вязкость топлива, что дает его неполное сгорание в двигателе и повышает расход;
- влажность – наличие паров воды ухудшает качество топлива, что негативно сказывается на работе двигателя;
- давление воздуха – в высокогорных условиях мощность двигателя снижается из-за недостатка кислорода в воздушно-топливной смеси, при этом ее расход возрастает;
- качество топлива – наличие посторонних примесей приводит к загрязнению фильтров.